Капоэйра

Капоэйра — боевое искусство, зародившееся в прибрежных районах Бразилии. Особый сплав африканских и европейских традиций позволил включить в рамки этого боевого искусства то, что не под силу остальным: элементы музыки, танца, магических ритуалов, акробатики и игры.

Игра — вот, чем именно является капоэйра, сохраняя при этом всю серьёзность боевого искусства. В кругу соперники соревнуются не в количестве нанесенных ударов, не пытаются нокаутировать друг друга, а стараются переиграть оппонента, демонстрируя красивую, изящную технику, используя хитрость и смекалку, восхищая зрителей невероятными возможностями человеческого тела.

Для капоэйриста недостаточно просто эффективной победы. Она должна быть красива, а сам процесс игры — веселым и увлекательным.

Физическая культура

Помимо философии, богатой культурной традиции и позитивного времяпрепровождения, капоэйра является отличным средством для физического развития. Это — сбалансированные нагрузки, которые позволят вам стать одновременно сильным, пластичным, развить координацию и выносливость. Поэтому капоэйра идеально подходит для всех.

Вы можете развивать свое тело так, как хотите. Возможности для импровизации безграничны! Однако уже после нескольких занятий вы почувствуете свое тело совершенно по-другому, если даже и не подозревали до этого, что способны делать такие вещи!

В физическом совершенствовании человеку помогает тренировка специфических ударов и элементов акробатики. При этом, свобода самовыражения дает возможность найти для себя оптимально удобную нагрузку и комплекс практикуемых движений, выигрывая за счет своих сильных сторон. Поэтому в капоэйре у каждого свой путь, а скорость продвижения по нему зависит лишь от желания.

Философия

Трудно четко описать, что такое философия капоэйры. Теоретических трактатов нет, но есть внутреннее ощущение и убеждение у каждого игрока капоэйры, что она, философия, есть. Она проявляется и в песнях, говорящих об особом отношении к действительности, и в уникальной этике, негласно принятой в среде практикующих капоэйру. Это — уважительное отношение к своему партнеру, принятие правил ведения роды и многое другое. Понять ее можно, только поиграв в кругу, прочувствовав на себе эту «шахматную игру» тела и разума.

История

История капоэйры берет начало в 16-м веке, в эпоху колонизации Бразилии Португальцами. Для освоения новых земель конкистадорам понадобились огромные силы. Для этого были привлечены африканские рабы, в основном, из Анголы. Как раз жители Анголы использовали в празднованиях большое количество танцев с музыкальным сопровождением. Естественно, они принесли на новую территорию свои культурные традиции. Одновременно с этим рабам пришлось как-то адаптироваться к суровой реальности. Плантаторы были жестоки, а охотники за головами беглых рабов — беспощадны. При этом рабам запрещалось заниматься единоборствами. Но дух свободы бурлил в крови, и освободительное движение набирало силу. Рабы сумели замаскировать боевые практики под танец. Так и появилось уникальное боевое искусство — капоэйра. Касательно происхождения самого слова «капоэйра» существует несколько версий. Согласно одной из них, так назывался особый тип невысокой растительности (капоэйрау). В зарослях этой растительности первые капоэйристы и практиковались.

До 1930 года капоэйра была под запретом. Официальные власти считали ее крайне опасным и агрессивным явлением. Полиция арестовывала всех, кто занимался капоэйрой. Переворот совершил в 30-м году человек-легенда, культовый капоэйрист, местре Бимба. Он представил капоэйру на суд президенту Бразилии Гетклио Вергасу. Как ни странно президенту очень понравилась эта борьба. Так капоэйра стала национальным видом спорта.

Сейчас во всем мире насчитывается бесчисленное множество школ капоэйры. У каждой свой стиль и уникальный взгляд. С одной стороны, столь широкое распространение традиций капоэйры является несомненным плюсом. С другой, — есть оборотная сторона медали. Как любой культурный феномен, при тиражировании он теряет свою истинную суть и индивидуальность. На этом фоне зачастую вылезает откровенная профанация, превращающая капоэйру в коммерцию. Поэтому очень важно понимать и знать, на каких основах стоит школа и мастер, ее возглавляющий.

Музыка

Капоэйра — единственный вид боевого искусства, где музыка играет такую роль! Без музыки капоэйру просто невозможно представить. Именно музыка, песни помогали на протяжении всей истории сохранить и передать людям понимание традиции и основ капоэйры.

Всем происходящим в роде руководит ведущий. Он же — главный в линии музыкальных инструментов (батерии). Тот, кто задает темп игры от медленного к быстрому. Батерия состоит из трех беримбау, двух или одного пандейру, атабаке, реку-реку и агого.

Помимо музыки, в капоэйре играет большую роль диалог. Диалог ведущего и хора. Хор это, соответственно, все, кроме ведущего. Ведущий поет куплеты или отдельные строки, а хор повторяет припев. Только ладаинья (самая первая вступительная песня) поется одним ведущим без участия хора.

Кстати, о песнях… Все песни в капоэйре имеют двойной смысл. Во-первых, в них говорится о каких-либо фольклорных элементах (легендарных героях и т.д.), то есть, они знакомят нас с бразильской культурой. Во-вторых, многие песни заключают в себе подсказки для игроков и хора. Например, одна песня может раззадорить, а другая – успокоить играющих. А вообще в роде петь должны все. Именно это создает непередаваемый дух единства и позитивной заряженности.